Breguet часть 2

Breguet часть 2

КОНЕЦ ГАРАНТИИ

После окончания Второй мировой войны французское министерство обороны объявило о необходимости обеспечения армии наручными хронографами, которые получили маркировку Туре XX. К этим часам был выдвинут список обязательных условий.

• Хронограф должен обладать функцией флайбек (retour en vol — фр.), или «системой Тейлора», как ее еще называли. Эта функция позволяет останавливать, сбрасывать и перезапускать хронограф одним нажатием кнопки. Ее использование очень удобно, когда нет необходимости в отслеживании точного времени некоторого события, а достаточно лишь убедиться, что его длительность не превысила определенный лимит и необходимо перейти к отслеживанию следующего. Функция флайбек была изобретена компанией Breitling в 1933 году.

• Точность хода должна быть в пределах +/-8 секунд в сутки, запас хода не менее 35 часов.

• Гарантированное использование функций хронографа не менее 300 раз. 

Руководствуясь этими требования и опираясь на свой первый наручный хронограф 1935 года, Breguet в 1950 году выпустила свою версию хронографа Туре XX. Специально сконструированная для использования в военных целях, эта модель была типичным представителем ранних пилотских часов: четкий, легкосчитываемый циферблат черного цвета, светящиеся цифры, крупная заводная головка, которой удобно пользоваться даже в перчатках. Дизайн Туре XX унаследовал основные черты от своих популярных приборных прародителей Туре XI и Туре XII. Поначалу Breguet Type XX выпускались очень небольшим тиражом. Определяющим стал 1954 год, когда Breguet получила от французского правительства полномочия поставлять Туре XX для ВВС, ВМФ и CEV (летный тест-центр) Франции. С этой даты начинается подлинная история одних из самых известных послевоенных авиационных часов в мире.

Breguet Type XX 1954 года для ВВС работали на механизме Valjoux Caliber 22 с ручным заводом, который мог похвастаться колонным колесом, винтовым монометаллическим балансом, спиралью Бреге, а также высоким эстетическим уровнем исполнения. Корпус часов размерами 38 х 14 мм, естественно, был выполнен из стали, в позиции «3 часа» располагался 30-минутный счетчик, рант был размечен от 1 до 12 и вращался в обе стороны. Всего было выпущено около 2000 таких экземпляров. Французский ВМФ заказал версию с 15-минутным счетчиком, а CEV — 500 экземпляров с двумя счетчиками и 50 экземпляров с тремя счетчиками. Хронограф Туре XX, «пребывающий на службе» во французской армии, каждый год должен был проходить сервисный техосмотр, после которого на задней крышке ежегодно гравировались начальные буквы французской фразы Fin de Garantie («конец гарантии») и дата следующего сервиса. Таким образом, после нескольких лет эксплуатации задняя крышка была усеяна гарантийными гравировками. Эти выдающиеся часы поставлялись исключительно для армии, поэтому после выхода на пенсию военные с трудом расставались со своими верными соратниками, нехотя передавая их молодым офицерам. В редких случаях часы могли быть подарены пилоту «за особые заслуги». Именно отсутствие Breguet Type XX 50-х годов XX века «на гражданке» делает сейчас их столь лакомым куском для коллекционеров всего мира.

МИРНОЕ НЕБО, НОВЫЕ РЕКОРДЫ

В 1970 году Breguet попыталась выиграть новый контракт для французской армии, однако их цены оказались слишком высоки. Поэтому второе поколение Breguet Туре XX, выпускавшееся в 70-80-х годах, было полностью гражданским. Технические характеристики и дизайн циферблата оставались теми же, что и у предшественника. Внутри работал тот же калибр 22, который доказал свою состоятельность даже с учетом значительных перегрузок, возникающих на борту реактивных самолетов. По сравнению с моделью первого поколения легендарный флайбек - хронограф обзавелся более тяжелым полированным корпусом и квадратными ушками. Кроме того, гражданская версия легкоузнаваема из-за черного ранта и нанесенной шкалы от 1 до 60. В те годы решение Breguet начать выпуск гражданской версии этой модели было поистине революционным для часовой отрасли и целиком отвечало новаторскому «духу Бреге».

Зато уже в середине 90-х начался настоящий бум на авиачасы в стиле «Эры пионеров». И в 1995 году Breguet представила третье поколение Туре XX — серию Aeronavale, в которой тесно прослеживается связь часов с самолетами Луи Бреге. Главным отличием новой версии от своих предшественников стал очень тонкий (всего 6,4 мм) автоматический механизм Lemania Caliber 582 - в то время как предыдущие Туре XX были только с ручным заводом. Новый механизм был создан на базе Lemania Caliber 1340, выпущенного в 1973 году и прошедшего суровые проверки в открытом космосе в корпусе легендарной Omega Speedmaster. В остальном это был старый добрый флайбек-хронограф в 39-миллиметровом корпусе из стали, с черным циферблатом, вращающимся рантом и светящимися стрелками и цифрами. В дополнение к этой линии в конце 90-х была выпущена версия Туре XX Transatlantique (названная, как можно догадаться, в честь знаменитого трансатлантического самолета Луи Бреге), у которой в положении «б часов» появился календарь-дата.

В 2004 году исполнилось 50 лет со дня того самого решения французского правительства, сделавшего Туре XX легендой. Естественно, мануфактура Breguet не могла пройти мимо такого события и отметила его новым хронографом Туре XXI 3810. Подчиняясь общей тенденции, корпус хронографа вырос до 42 мм, а внешний вид модели стал куда более элегантным. Классический минутный счетчик у отметки «3 часа» заменил 24-часовой индикатор, а пройденные минуты хронограф отсчитывал с помощью дополнительной центральной стрелки. Но наиболее радикальные изменения конструкции модели в Breguet приберегли до 2010 года — круглой даты со дня появления на свет первых Туре XX.

Значимость новой версии хронографа —Туре XXII — можно сравнить, пожалуй, только с переходом «третьего поколения» на автоподзавод. Благодаря использованию кремниевого спуска Туре XXII стали первым в мире механическим хронографом, работающим на частоте 10 Гц, или 72 000 полуколебаний в час. Механизм со столь высокой частотой работы спуска позволяет не только добиться внушительных показателей точности, но и измерять интервалы с точностью до 1/20 секунды.

Чтобы позволить владельцу различать столь малые отрезки, измеряемые центральной секундной стрелкой хронографа, инженерами Lemania (теперь мануфактуры Montres Breguet) было решено, что секундная стрелка хронографа будет совершать полный оборот не за 60 секунд, а за 30. А в окне на «12 часах» расположился специальный цифровой индикатор, указывающий, первую половину минуты или вторую прошла эта стрелка. Кроме того, в положении «6 часов» появился дополнительный 12-часовой циферблат GMT, а у отметки «3 часа» — 24-часовой индикатор времени суток для второй временной зоны.

Такой способ индикации выглядит избыточным, особенно если учесть, что был принесен в жертву 12-часовой счетчик хронографа. И возникает общее впечатление, что, обретя дополнительные функции, новая версия утратила главное достоинство легендарного хронографа Туре XX — удобство и читаемость. Соединение сложности и функциональности, скорее всего, и станет задачей для новых изданий коллекции.

В любом случае технически инновационная модель Туре XXII уже вписала новую главу в историю наручных часов, что для фамилии Бреге является привычным делом. Будучи, на первый взгляд, «белой вороной» в коллекции Breguet, культовый хронограф Туре XX является красноречивым свидетелем стремительного технологического прогресса в XX веке и воплощает в себе знаменитый новаторский «дух Бреге», дух бесстрашных первооткрывателей.

Автор: : Секунда