Breguet
В 2010 году 60-летний юбилей отметила коллекция Туре XX — единственная линия Breguet, которая не наследует в прямом виде стиль и традиции часов великого Авраама-Луи Бреге. Тем интереснее проследить, каким образом авиационные хронографы этой классической марки получили статус культовых коллекционных моделей.
ТРИ ФАКТОРА
На самом деле эпитет «культовый» по отношению к часам появился в первую очередь благодаря их связи с войнами XX века. Если среди тех часов, которые считаются сегодня «культовыми», взглянуть на соотношение классических моделей и всевозможных милитаричасов, создававшихся для летчиков, подводников, подрывников и прочих спецназовцев, окажется, что последних, несомненно, больше.
Почему так получилось, что военная тема придает часам статус если не коллекционного, то хотя бы интересного объекта? Причина кроется в сочетании трех факторов. Во-первых, к середине XX века наручные механические часы достигли, пожалуй, пика своей нужности и функциональности, действительно обрели статус «специальных» приборов, необходимых, в том числе и в тяжелых условиях. И чем более экстремальными были эти условия (особенно для служащих ВВС и ВМФ), тем более жесткие требования предъявлялись к претендентам на звание «официального прибора». Второй фактор следует за первым: настоящие военные часы были жестко лимитированы, подписаны и пронумерованы по числу личного состава, и это навсегда (даже после выхода «на гражданку» неограниченным тиражом) оставляло за ними ореол эксклюзивности. И, наконец, третий фактор, пожалуй, самый простой и сильный. Военная тема — это романтика для большинства мужчин, один вид летного хронографа «еще тех времен» пробуждает в человеке ощущение причастности к чему-то великому и героическому.
Казалось бы, во всем вышеперечисленном нет никаких открытий. Но, на деле, не так уж много настоящих исторических моделей могут похвастаться соответствием всем трем факторам, чтобы безоговорочно носить звание «культовых». A Breguet Type XX — могут.
ВСЕГДА ПЕРВЫЕ
Считается, что в XX веке семья Бреге утратила интерес к часовому делу, и после внука основателя дома Луи Бреге других великих изобретателей в прославленном роду не появлялось. На самом деле, новаторского духа и склонности к лидерству у потомков Авраама-Луи не убавилось — просто они переключились на другие, более актуальные в ту пору, области: инженерию и авиастроение. Одним из самых заметных участников «Эры пионеров» был Луи Чарльз Бреге, прапраправнук Авраама-Луи. Отец Луи, Антуан, сыграл очень важную роль во внедрении электричества и радио во Франции, близко дружил с Александром Грэмом Бэллом, основоположником телефонии. Антуан основал Французское общество электриков и руководил научным журналом, тем самым пребывая на передовой прогресса. Однако его сын решил не идти по стопам отца, а выбрал небо, став впоследствии одним из отцов-основателей ВВС Франции и, между прочим, компании Air France.
Первым выдающимся успехом Луи Бреге было конструирование в 1907 году гироплана с гибкими крыльями. Этот предвестник вертолета стал первым вертикально взлетающим пилотируемым аппаратом в мире. Через четыре года Луи основал компанию по проектированию и изготовлению самолетов Societe des Ateliers d'Aviation Louis Breguet, которая добилась значительных успехов в авиастроении.
Так, например, разработанный ею двухместный бомбардировщик-разведчик Breguet XIV, пребывавший на вооружении Франции во время Первой мировой войны, в значительной степени способствовал победе Антанты. Именно алюминиевый биплан Breguet XIV пилотировал Антуан де Сент-Экзюпери, используя его для доставки почты на северное побережье Франции. Всего было выпущено более 8000 таких самолетов. В 1922 году был представлен новый биплан Breguet XIX, или Вг.19, который побил множество рекордов по дальности полетов. В историю авиации этот самолет навсегда вошел в 1930 году, совершив первый трансатлантический перелет с востока на запад по маршруту Париж—Нью-Йорк. А в том же 1922 году Луи Бреге представил изумлявший размерами транспортный самолет Breguet XX с размахом крыльев 25,54 метра, способный перевозить до 20 пассажиров, что для того времени было поразительно. Этот четырехмоторный биплан, получивший библейское прозвище Левиафан, олицетворял очередной технологический триумф, однако, по правде сказать, ненадежность силовой установки не позволила начать серийное производство этого самолета.
Естественно, часовая компания Societe d'Horlogerie Breguet в то время также активно разрабатывала авиационные инструменты и хронографы. В определенной степени этому способствовала антиударная система «парашют», изобретенная Бреге в 1790 году, так как без подобной защиты часы для пилотов были бы немыслимы. Первыми клиентами в 1918 году стали ВВС США, а вскоре и компания Луи Бреге стала использовать «фамильные» часы. Эти первые модели авиационных часов Туре XI и Туре XII встраивались в приборную доску в кабине самолета, а функционально представляли собой хронограф с минутным счетчиком и тахиметрической шкалой. Поскольку они считались частью самолета, то и названия моделей поначалу соответствовали референциям самих аэропланов, начиная с маркировки «тип». Приборные часы Туре XI и Туре XII пользовались большим спросом и до 1950 года завоевали место в кокпитах самолетов 15-ти стран.
Однако многие летчики предпочитали для удобства присоединять к этим часам длинный кожаный ремень и прикреплять их к бедру или на колено, поэтому иногда крупные летные часы называют «наколенниками». Часто летчики продолжали носить своих механических помощников уже после приземления в повседневной жизни — правда, мода эта продержалась недолго, сменившись стремительной экспансией наручных часов. В том числе и профессиональных авиационных.